Пока ученые бессильны определить четкую «формулу» огня, суеверные люди продолжают наделять его сверхъестественными способностями, главная из которых – очищение.
Такой силой обладали костры, разводимые в ночь на Иванов день. В Синопсисе, изданном в Киеве в 1679 году, читаем такое свидетельство о народном праздновании Ивана Купало:
«Еще же на том бесовском игралище кладут огонь, и окрест его, емшеся за руце, нечистово ходят и скачут, и песни поют, скверного Купала часто повторяющее и через огонь прескачуще, самих себя тому же бесу Купале в жертву приносят».
Существовал и своего рода гадальный ритуал, связанный с «купальным» огнем: парень и девушка, взявшись за руки, перепрыгивали через костер; если их руки не разойдутся, значит, быть им мужем и женой.
Если огонь разжигается быстро и ярко – примета, что скоро будут гости; медленно – мешают злые духи, которых можно изолировать, положив в печь кочергу перпендикулярно колосникам, чтобы сформировался крест.
Огонь с одной стороны – скоро свадьба; дрова трещат – к холодам; пламя рвется в трубу – к ненастью или семейной ссоре; искры в топке – ждите новостей.
Если пепел формирует продолговатые полоски – к покойнику, круглые – к новорожденному.
Сажа падает в топку из трубы – приметы советуют готовиться к большим неприятностям.
О чем вы давно хотели узнать